Александр Барно: «Молодежь нужно понять, зажечь и повести за собой»
8 декабря 2011 12:07 | Новости Кировограда
Своими достижениями каждый из нас должен быть обязан не только своим родителям, но и учителям, и преподавателям высшей школы. «Первая городская» решила познакомить своих читателей поближе с одним из ректоров Кировоградских ВУЗов. А именно с Александром Николаевичем Барно, доктором педагогических наук, профессором, ректором Кировоградского института развития человека Университета «Украина».
Еще одним поводом для встречи стал недавний юбилей нашего героя — Александр Николаевич отпраздновал свой 60–й день рождения. Коллектив «Первой городской» поздравляет юбиляра и желает крепкого здоровья, новых интересных открытий, реализации идей и достижения поставленных целей.
— Александр Николаевич, думали ли Вы в детстве, что Ваша жизнь будет связана с наукой и обучением других?
— Нет, не думал. С самого детства у меня была не одна мечта — и врачом хотел быть, и летчиком, и еще много кем, но уже к окончанию школы я четко решил, что хочу быть военным офицером. И, что самое интересное, мама говорила мне поступать в педагогический, но я был категорически против. Я утверждал, что никогда не свяжу свою жизнь с преподаванием.
Но так распорядилась судьба, что даже поступив во Львовское высшее военно-политическое училище, я вынужден был уйти оттуда. Мама сказала, что мне нужно забыть о карьере военного, и я послушал ее, а затем меня пригласили работать в школу. До поступления в институт я там преподавал французский язык, ведь надо было что-то делать. Через год я стал студентом Горловского педагогического института иностранных языков. Накануне сдачи экзаменов мне приснился сон, что я вытягиваю восьмой билет, о Франции, и сдаю его на «отлично», что и сбылось — сдав этот экзамен, мне не пришлось сдавать другие дисциплины. Вот так и началась моя деятельность как педагога.
— О Вас говорят, что вы – современный ректор. Что для Вас значит это понятие, и насколько трудно сейчас быть «современным» ректором института?
— Знаете, понять каждое молодое поколение очень сложно. Конфликт «отцов и детей» – вечен, ведь мы смотрим на молодежь с высоты своего опыта и не понимаем, что она должна наработать опыт свой, собственный. Так вот: быть современным ректором – это значит понимать то поколение, которое пришло. Да, это сложно. Но мы должны найти пути помочь стать им взрослыми.
Кроме того, мы, взрослые, должны знать, что для того, чтобы вырастить образец, нужно самому быть таким. Мир не стоит на месте, а потому нужно быть в курсе всех новостей, владеть информацией. Современный ректор должен вести за собой весь коллектив, и причем в правильном направлении.
— Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время, и как много его у Вас?
— Времени очень мало, ведь я с малых лет привык расписывать весь свой день практически поминутно. С самого детства я люблю читать, правда времени катастрофически на это не хватает. Но я нахожу минутку, чтобы почитать перед сном свой любимый журнал «Вокруг света».
Еще я очень люблю путешествовать, причем не только за границу, а просто сесть в машину и поехать к родителям, знакомым, не важно куда. Я не могу сидеть на месте, это для меня слишком тяжело (смеется).
— Помните свой первый выезд за границу?
— Конечно, помню. Это было незабываемо. Впервые я выехал в Германию в 1986 году. Все было интересно, увиденное отличалось от того, о чем говорилось в прессе и по телевидению тогдашнего Советского союза.
Я так готовился к этой поездке, старался все уловить, запомнить, как можно больше посмотреть. Берлин, Дрезден, до сих пор помню Бухенвальд и то, как немцы поставили четкую разграничительную черту между фашистами и простым, ни в чем неповинным населением Германии. Они смогли не только сохранить эту памятку истории, но и доказать всем, что это – не позор всей нации, а лишь больная фантазия отдельных личностей.
— В каких странах мира Вы побывали, и где больше всего понравилось? Что именно впечатлило?
— За эти годы я побывал во многих странах — Китае, Бразилие, Уругвае, Аргентине, Финляндии, Эстонии, практически всю Европу объездил, в Тунисе был. Скажу честно, несмотря на то, что мне там очень понравилось, уехать с Украины я бы не согласился. Наши мировоззрение и менталитет не готовы к заграничному образу жизни и мышлению. Хотя из каждой поездки я всегда стараюсь что-то почерпнуть.
А понравилось очень в Финляндии. Это потрясающая маленькая европейская страна. Мы посетили там детский садик, школу, высшие учебные заведения. Это государство смогло найти пути и создать условия для каждой категории населения.
Еще Китай очень понравился. Чистый, красивый. То, что сделано в этой стране за последние 30 лет, — просто фантастика! Культура, несмотря на огромное население, просто поражает — нет столпотворений, страшных подземных переходов. Они, как муравьи — работают и работают, стремятся быть лучше, потому и успехи у них такие высокие.
— Вы — очень коммуникабельный человек, и благодаря этому институт, который Вы возглавляете, имеет чуть ли не наибольшие показатели по международному сотрудничеству среди других вузов региона. Как Вам это удается?
— Мы придаем очень большое значение международным связям. Сегодня мир открыт, а потому не проблема поехать в ту или иную страну. И мы всегда стараемся принимать участие в международных конференциях, ездить куда-то, приглашать к себе. После таких встреч, естественно, появляются знакомства, заключаются определенные договора. Сегодня налажены прекрасные отношения с российскими, беларусскими, польскими вузами, есть отношения с высшими учебными заведениями Финляндии, Швеции, с Мюнхенским университетом, выходим на заключение договоров с Болгарией.
Многое уже удалось сделать. Наши студенты принимают самое активное участие в этих процессах. Они за последние три года уже побывали в США, Финляндии, Швеции, Польше, Беларуси, России.
— Каким должен быть студент, чтобы поехать за границу в рамках одного из проектов?
— Прежде всего, он должен уметь поддержать беседу, быть коммуникабельным, в идеале знать язык родной и иностранный, отлично владеть компьютером, и, безусловно, должен учиться на «отлично». Я считаю, что любой современный студент должен обладать этими качествами.
— Насколько Ваши первые студенты отличаются от нынешних?
— Они отличаются очень сильно. Нынешние студенты, к сожалению, имеют абсолютно необъективный взгляд на жизнь. Я понимаю их родителей, которые стараются дать им как можно больше материальных благ. Но дети потом, в большинстве своем, растут потребителями. А наша задача как раз и заключается в том, чтобы из них воспитать качественные ответственные кадры, которые нужны работодателю. Это сложно, но можно.
Любое поколение, любая молодежь, она хорошая, ее надо просто понять. Понять, зажечь, повести за собой и показать перспективы в жизни.
— Многих студентов знаете в лицо?
— Знаю многих, но у меня никогда не было, нет и не будет любимчиков. Это мое кредо за всю мою педагогическую деятельность. Я ценю и люблю каждого студента, ведь в каждом есть что-то хорошее, нужно его просто рассмотреть и поддержать. Я горжусь всеми, кто успешно закончил институт и работает по специальности.
Мне приятно, когда сегодня я захожу в отдел юстиции, например, и там работают мои студенты, здороваются со мной. Или как не гордиться теми, кого я вижу по телевизору, чьи фамилии стоят под материалами в газетах, и этот список можно продолжать дальше и дальше. Я всем сердцем горжусь своими студентами.
— Давайте все же вернемся в прошлое. Расскажите о своем детстве — где родились, кто родители?
— Я родился в Николаевской области в селе с красивым названием Благодатное. По легенде, такое название оно получило от Екатерины II, которая, направляясь на юг к Потемкину, остановилась помиловаться пейзажем и сказала: «Ах, какая благодать…». Оно и вправду очень красивое, особенно если смотреть с высоты холма.
А родители мои — простые люди. Отец был кузнецом и электросварщиком, мать — обычной полевой работницей. Я им настолько благодарен, что даже сложно передать. Хоть люди они простые, зато благородные, интеллигентные, приучили меня к труду, еще до школы научили читать и писать, привили любовь к знаниям.
— Какое самое яркое воспоминание из этих лет?
— Моя первая поездка в Москву в 8 лет с отцом. Он вообще старался показать мне все, насколько это было возможно. Когда поехали во второй раз туда, мне уже было 10 лет, мы попали в Мавзолей. Это тогда было так важно и значимо, ведь в Москве все должны были увидеть Ленина и Кремль. А мы из глубинки, представьте, какие это были яркие моменты! Я знал, что вернусь в родное село, приду в школу, и мне нужно будет рассказывать все, что я видел. Там же в Москве отец купил мне гармонь, но музыкантом я так и не стал, хоть играть и научился.
— Что Вы считаете своим главным достижением в жизни?
— Наверное то, что я реализовал свои педагогические идеи, которые у меня накопились от начала трудовой деятельности и до сегодняшнего дня. Они изменялись, дополнялись, появлялись новые, но все же выработалась определенная система, реализовать которую мне удалось здесь — в институте «Украина».
Я считаю, что это самое важное — все то, что наработано, не прошло бесследно.
— Какую самую главную черту Вы стараетесь привить своим студентам, не зависимо от специальности, которую они получают?
— Честность, порядочность, чтобы работали на результат, и сами собой гордились. Других принципов я не вижу. Только с такими качествами наша страна станет прекрасным государством.
автор: Барно Олександр Миколайович
видання: Утренний город, час видання: 2011
адреса видання: http://www.ugorod.kr.ua/news/
18/01/2012
- Рубрики
- Усі
- Інтерв'ю з Президентом
- Інтерв'ю з проректорами
- Дистанційне навчання
- Науково-дослідна робота
- Про президента
- Про Університет
- Проблеми студентів із інвалідністю