Либеральная идеология и традиционные ценности

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ

 

Осійський Юрій Олександрович

Вінницький соціально-економічний інститут

Університету «Україна», Соціально - гуманітарний факультет

Старший викладач кафедри гуманітарних та загальноосвітніх дисциплін»,

доктор богословія

 

"Демократия - это система гармонизации интересов. Вот когда общество способно гармонизировать интересы людей, выстраивая технические средства для этой гармонизации, соответствующие культурным традициям, психологии, религиозным традициям, когда гармонизируются интересы, вот это и есть демократия" (митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл).

В первой части статьи описаны такие западные тенденции, как политика нивелирования и обьединения культур различных групп общества через исключение того, что ложно трактуется как "оскорбительное" для того или иного меньшинства, а также политика внедрения нетрадиционных ценностей. Одновременно с этим как в Европе, так и в США идет отказ от традиционных ценностей. Эта политика объединяется с мощной практикой "позитивной дискриминации", при которой меньшинства получают преимущественные права и традиционное большинство подвергается дискриминации.

1. В последние годы для обозначения этого явления в США появился специальный термин "Война с Рождеством". Суть проблемы заключается в следующем: в последние дни года отмечается не только Рождество, но и еврейская Ханукка с мусульманским  Курбан - байрамом. Некоторые нехристиане утверждают, что поздравление с Рождеством оскорбляет их религиозные чувства - с ними спорят консервативные христианские организации. Несмотря на то, что спор не выходил за рамки дебатов и публикаций в СМИ, работники многих магазинов (в том числе, крупнейшей мировой сети розничной торговли Wal-Mart) и сервисов начали использовать нейтральную формулировку - "Счастливых Вам Праздников!", дабы не отпугивать клиентов. Опрос компании Zogby International показал, что 95% покупателей не считают себя оскорбленными после того, как их поздравили с Рождеством. В свою очередь, 46% из них обижаются, когда их поздравляют с праздниками. Большинство оскорбленных рождественским пожеланием составляют адепты иных религий (в особенности, иудеи) и атеисты. 35% случайных покупателей, которых работники магазина приветствуют фразой "Счастливого Рождества!" , более склонны сделать здесь покупку.  В свою очередь, 46% тех, кого поздравили с "праздниками", заявили, что откажутся что-либо приобрести в подобном магазине.В наибольшей мере от такой политики исключения или нивелирования страдают именно традиционные ценности и культура. Фактически можно говорить о существовании мощной тенденции отказа от своих традиционных ценностей. По выражению Gar Alperowitz в книге "Америка после капитализма", "с американской "системой" в целом явно что-то не в порядке - тенденция ее развития предвещает крах ее традиционных ценностей: равенства, свободы и реальной демократии". Приведу несколько примеров, в каждом из них запрет на традиционные нормы связан с ложным опасением "оскорбить" те или иные меньшинства - представителей других национальностей, религий и т. д. В Новой Зеландии впервые за многие десятилетия Армия спасения отказалась от традиции пения рождественских песен по причине того, что на улице могут проживать нехристиане. В раздевалке лондонской службы скорой помощи были сняты флаги Королевского флота и Королевских ВВС на станции Romford, несмотря на большое количество работников - бывших военнослужащих. Учеников лондонской школы заставили снять английские флаги, с которыми они праздновали победу английской команды в чемпионате по регби. В одной из местных начальных школ Западного Йоркшира исключили из программы по чтению "Трех поросят" и другие сказки, где героями оказываются свиньи, т. к. они якобы могли оскорбить чувства школьников-мусульман. При этом в Мусульманском совете Великобритании развели руками: "Полная нелепость. Никто не запрещает детям читать про поросят. Нельзя лишь употреблять свинину в пищу". Британским летчикам, совершающим рейсы в Саудовскую Аравию, запретили брать Библию в самолет.

Вторая по размерам авиакомпания Великобритании – «Би-Эм-Ай» («Бритиш Мидлэнд») запретила своим экипажам на рейсах в Саудовскую Аравию иметь при себе Библию.

Как заявил представитель компании, этот шаг предпринят с тем, «чтобы не обижать» арабов «присутствием Библии». Одновременно он подчеркнул, что при принятии данного решения авиакомпания «Би-Эм-Ай» руководствовалась рекомендацией британского МИД, согласно которому следует «воздерживаться» от попыток провоза в Саудовскую Аравию христианской литературы.

По традиции, многие члены экипажей британских авиакомпаний и даже военные летчики берут с собой на борт различные талисманы, а также Библию. Созданная еще в 1930-х годах, «Бритиш Мидлэнд» осуществляет сейчас перелеты в Европу, США, Азию и страны Персидского залива, сообщает АНН со ссылкой на «Эхо Москвы».В день рождения королевы представители городского совета города Борнмут (Англия) отказались вывешивать английский флаг в мэрии по техническим причинам, однако нашли возможность в тот же день вывесить флаг-радугу в честь гей-парада.Память сразу подсказывает серию статей блестящего журналиста Д. Соколова-Митрича, в которых рассказывается о попытках прокуратуры города Ессентуки запретить вывешивание российского флага на негосударственных зданиях. Вероятно, процент «политкорректных» чиновников является примерно одинаковой постоянной и не зависит даже от особенностей демократической системы страны. Отдельная тема - последовательная борьба против религиозных символов на Западе. Так как в этом вопросе также используется политика "позитивной" дискриминации, то основная волна преследования обрушивается на христианство. В Уэльсе (Англия) работникам British Telecom запрещено использовать словосочетание "Christian name" - "христианское имя", или, проще говоря, фамилия, - по причине того, что слово "христианское" отнесли к списку агрессивных или оскорбительных слов. В Канаде в школах отменено название "пасхальные каникулы", а предписано говорить "весенние каникулы", так как это может оскорбить нехристиан. Стюардессам ряда авиакомпаний рекомендуется не носить во время работы нательный крест и запрещено носить его так, чтобы это было заметно, т. к. это может "оскорбить" мусульман. В одной из британских школ директор Тина Джексон запретила продавать в столовой пасхальные булочки (hot cross buns), на которых сверху изображен крест. Она посчитала, что подобные кулинарные изделия могут оскорбить чувства детей, которые исповедуют другие религии. "Четверо из наших учеников являются приверженцами секты "Свидетели Иеговы". И мы пошли на этот шаг в знак уважения их религиозных чувств", - отметила она. В 2005 году капеллан ВМС США лейтенант Гордон Клингеншмит провел голодовку за то, чтобы капелланы могли проводить молебны в соответствии с традициями тех конфессий, к которым принадлежат пастыри и их паства. Это было связано с тем, что в школе капелланов ВМС США в Ньюпорте (штат Род-Айленд) преподаватели проводят специальные разъяснительные беседы с теми, кто возносит молитву не Богу Отцу, а именно Иисусу. Мусульманским, иудейским и католическим капелланам предписывалось молиться во имя Бога, а не во имя Аллаха, Иеговы, Святой Троицы или Девы Марии, т. к. во время молитв там могут присутствовать люди иных религиозных убеждений. В одном из музеев юго-западной Англии заменили аббревиатуру BC (Before Christ - до рождества Христова) на BP (Before Present - до современности), решив, что BC может "оскорбить" представителей другой религии.

2. Результатом политики нивелирования или обьединений культур различных групп, политики отказа от традиционных и политики внедрения нетрадиционных ценностей, помимо феномена "дефицита демократии" становится то, что от этих тенденций не возрастает согласие или консолидация в обществе, а, напротив, оно начинает распадаться на отдельные группы, не стремящиеся к гармонизации своих интересов, а яростно требующих своего признания и преференций со стороны всех остальных. При этом современное западное общество фактически провоцирует появление на публике все новых и новых нетрадиционных групп. Анекдотичным, но абсолютно реальным примером стало появления в Голландии партии, отстаивающая права и свободы педофилов под лозунгом "Милосердие, свобода и разнообразие" (Charity, Freedom and Diversity).

Нет сомнений, что западное общество выработало внутренние механизмы балансировки и в перспективе сможет справиться и с этими проблемами, как справилось с множеством других вызовов. Однако в ближайшее десятилетие эти проблемы будут только усугубляться, а ответная реакция большинства на "позитивную" дискриминацию со стороны различных меньшинств приведет к обратным последствиям - "как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево" (И. Бродский. Рождественский романс).

На этом фоне интересно видеть западную уверенность в образцовом характере своих схем демократии и попытке их экспортировать в другие страны. Если для украинского читателя многие из этих схем смотрятся дико, насколько безумны они для представителей традиционных мусульманских культур или, например, для граждан Ирака или Афганистана?

Интересно отметить, что президент США Дж. Буш (младший) выиграл избирательную кампанию именно при поддержке тех, кто выступает против вышеописанной политики и часто подвергается дискриминации.

Для поддержания стабильности и развития государства и общества крайне важно поддерживать равновесие интересов частей и целого, в частности "свободы и права должны быть сбалансированы общественной солидарностью". (Из выступления председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на X Всемирном русском народном соборе "Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке".) Кроме того, чтобы сохранить демократию, акцент должен быть сделан на соблюдении сущности демократического принципа, а не его формальных признаков.

На протяжении многих веков противостояние внутренним и внешним угрозам требовало осознания Украиной именно общих интересов и выработки именно общих взглядов, разделяемых большей частью общества. Положительной стороной этого стало то, что для Украины исторически свойственна большая по сравнению с Западом степень стремления к консолидации: Именно эта тенденция, связанная с необходимостью укрепления гражданского общества и строительством украинской нации, является важнейшей для страны. Другой подход, ведущий к распаду социума на отдельные группы, яростно требующие преференций со стороны всех остальных и противостоящие друг другу, Украина не может себе позволить.

 

Джерело: Матеріали II Всеукраїнської науково-практичної конференції

«Громадський рух та становлення громадянського суспільства в Україні»,

7 жовтня 2009 р., Сімферополь 

автор: Осійський Юрій Олександрович, Вінницький соціально-економічний інститут Університету «Україна», доктор богословія

видання: Матеріали II Всеукраїнської науково-практичної конференції «Громадський рух та становлення громадянського суспільства в Україні», час видання: 2009


12/04/2012