Подходы к повышению эффективности процесса обучения и будущей профессиональной деятельности студентов с инвалидностью

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Подходы к повышению эффективности процесса обучения и будущей профессиональной деятельности студентов с инвалидностью

Макарова Э.В.

Университет «Украина» (г. Киев)

Аннотации:

В

работе

изучены

 

особенности

Макарова Е.В. Підходи щодо під-

MakarovaE.V.Approachestoincreasing

медико-социального

 

обеспечения

вищення ефективності процесу на-

theeffectivenessofthelearningprocess

студентов с инвалидностью. В об-

вчання

і

майбутньої

професійної

and the future professional activity of

следовании

приняли

участие 2672

діяльності студентів з інвалідністю.

students with disabilities. The features

студента.

Отмечается

необходи-

У роботі вивчені особливості медико-

of medical public welfare of

students

мость применения в индивидуаль-

соціального

забезпечення

студентів

are in-process studied with disability.

ных

реабилитационных

программ.

з інвалідністю. У обстеженні взяли

2672 students took part in an inspection.

Приведены рекомендации по при-

участь 2672 студенти. Наголошується

The necessity of application is marked

менению психолого-педагогической,

необхідність

використання

індивіду-

for

individual

rehabilitation

programs.

физической, профессиональной, тру-

альних реабілітаційних програм. При-

Resulted recommendation on application

довой, физкультурно-спортивной и

ведені

рекомендації з

використання

of

psychological, pedagogical,

physical,

социально-бытовойреабилитации.По-

психолого-педагогической, фізичною,

professional,

labour, athletic,

sporting,

казаны направления профессиональ-

професійною, трудовою, фізкультурно-

social, domestic rehabilitation. Directions

ной адаптации студентов к будущей

спортивній і соціально-побутової реа-

professional adaptation of students are

профессии. Рекомендована програм-

білітації. Показані напрями професій-

rotined to the future profession. The

ма физической реабилитации, которая

ній адаптації студентів до майбутньої

program of physical rehabilitation which

имеет3этапа:адаптационный(1курс),

професії.

Рекомендована

програма

has 3 stages is recommended: adaptation

коррекционно-оздоровительный (2-3

фізичної реабілітації, яка має 3 етапи:

(1course),correction-health-improvement

курс), профессионально-прикладной

адаптаційний (1 курс), коректувально-

(2-3 course), professionally-applied (4-6

(4-6 курс).

Установлено, что интегри-

оздоровчий (2-3 курс), професійно-

course). It is set that computer-integrated

рованная и инклюзивная образова-

прикладний (4-6 курс).

Встановлено,

and inclusive an educational environment

тельная среда является оптимальной

що інтегрована і інклюзивна освітня

is the optimum form of providing of young

формой обеспечения

молодежи с

середа є оптимальною формою забез-

people with disability by terms for a self-

инвалидностью условиями для само-

печення молоді з інвалідністю умовами

expression, self-perfection, independent

выражения,

самосовершенствования,

для самовираження, самоудоскона-

creation, and realization of equal rights

самосозидания, и реализации равных

лення, самотворення, і реалізації рів-

and possibilities, forming of sense of the

прав и возможностей, формирования

них прав і можливостей, формування

personal meaningfulness and full value.

чувства личной значимости и полно-

відчуття особистої значущості і повно-

 

 

 

 

ценности.

 

 

 

цінності.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова:

студенты, инвалидность, обучение,

студенти, інвалідність, навчання,

students,disability,teaching,professional,

профессиональная, деятельность,

професійна, діяльність, соціальна,

activity, social, adaptation, physical,

социальная, адаптация, физическая,

адаптація, фізична, реабілітація.

rehabilitation.

реабилитация.


Введение. 1

Одним из наиболее эффективных механизмов по-


По данным координатора системы ООН в Украи-

вышения социального статуса и защищенности лиц с


не Ф.М. О'Донела, в мире насчитывается больше

инвалидностью является получение ими полноценно-


650 миллионов человек с ограниченными возможно-

го профессионального образования, и, в связи с этим,


стями, что составляет около 10 % населения плане-

учреждения профессионального образования призва-


ты [4]. Проблема инвалидности в Украине остается

ны играть важную роль в становлении новой государ-


одной из самых сложных и острых на сегодняшний

ственной системы социальной защиты инвалидов [7].


день. Из общего количества населения 45,8 миллио-

Разработка и принятие целого ряда законов в


нов человек 2,7 миллиона это люди, которые нуж-

Украине запустили в действие новые схемы реше-


даются в заботе, понимании и духовной поддержке.

ния проблем инвалидности. Значительные изменения


Украина подписала Конвенцию ООН «О правах ин-

претерпели подходы к образовательной сфере детей


валидов» и ратифицировала Европейскую социаль-

с инвалидностью [3]. Обеспечение надлежащего об-


ную хартию. Главный принцип конвенции – вовле-

разования для них является важной составляющей


чение всех инвалидов в полноценную жизнь наравне

человеческого развития и социализации. Образование


с другими членами общества. Документы рассма-

является не только важным фактором успешной со-


тривают инвалидность не с точки зрения медицины,

циализации, профессионализации, интеграции в со-


благотворительности или зависимости, а как вопрос

циум студентов с ограниченными возможностями, но


о правах человека. Интеграция в общество лиц с

и необходимым условием построения эффективных


ограниченными возможностями, их социальная за-

стратегий самореализации. В данном аспекте инте-


щита,психолого-педагогическаяподдержкаявляется

грированная и инклюзивная образовательная среда


одним из наиболее актуальных и приоритетных на-

являетсяоптимальнойформойобеспечениямолодежи


правлений политики каждой развитой страны мира в

с инвалидностью условиями для самовыражения, са-


социальной сфере, поскольку отношение к человеку

мосовершенствования, самосозидания, и реализации


с инвалидностью во многом является показателем

равных прав и возможностей, формирования чувства


уровня цивилизованности демократического устрой-

личной значимости и полноценности. В настоящее


ства государства.

время доказана экономическая целесообразность на-


 

 

чального, среднего и высшего специального образо-


© Макарова Э.В., 2012


 

64

вания для лиц с инвалидностью, поскольку расходы на их образование возвращаются в виде подоходно- го налога с работающих высококвалифицированных специалистов, государство частично освобождается от финансового бремя. Этот факт нашел свое отраже- ние в социальной политике целого ряда государств, где высшее образование является приоритетной от- раслью для многих категорий населения [1, 4].

К сожалению, следует отметить, что система не- прерывного профессионального образования лиц с инвалидностью в нашей стране не является совер- шенной и до сих пор не получила должного развития. В связи с этим представляет несомненный интерес изучение и внедрение положительного опыта тех учебных заведений, которые на практике реализуют образовательно-реабилитационные программы для инвалидов.

Работа проведена в рамках плана НИР на кафедре реабилитации Открытого международного универси- тетаразвитиячеловека«Украина»иотражаетнаучное направление университетской научной темы «Разра- ботка и внедрение в учебный процесс современных методов и технологий обучения и воспитания людей с особенными потребностями».

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью работы являлось изучение и поиск совре- менных подходов к повышению эффективности обра- зовательного процесса и дальнейшей профессиональ- ной деятельности студентов с инвалидностью, за счет оптимизации программ медико-социальной реабили- тации.

Методы исследования. Исследование основывает- ся на анализе специальной литературы и документов. Использованы социальные методы: анализа, синтеза и обобщения; сравнения и аналогии; статистики.

Результаты исследования.

Анализ опыта обучения лиц с инвалидно-

стью разных

категорий, накопленный высшими

и средними

учебными заведениями общего типа

и начальными специальными учебными заведе- ниями позволил разработать и совершенствовать под- ходы к образовательно-реабилитационным техноло- гиям в нашей стране. Многие из них легли в основу образовательно-реабилитационной системы, которая непосредственно воплощена в университете «Украи- на»(далее–университет).Профессиональноеобразо- вание и профессиональная подготовка лиц с инвалид- ностьюосуществляетсяздесьвпорядкеинаусловиях, определенных действующим законодательством про образование, в соответствии с государственными образовательными стандартами, на основе образо- вательных программ, адаптированных для обучения лиц с инвалидностью. Разработанная система регла- ментирует процесс интегрированного, непрерывного, многоуровневого профессионального образования, является вариативной по форме, и предусматрива- ет комплексное реабилитационное сопровождение учебного процесса [4, 7]. Внедрение представленной системы позволяет выполнять индивидуальную про- грамму реабилитации студентов с инвалидностью

2012

05

(ИПР) в течение всего периода обучения в условиях образовательного учреждения, за счет проведения реабилитационных мероприятий, содержание и пере- ченькоторыхзависятотформыитеченияпатологиче- ского процесса. Процесс адаптации, который прохо- диткаждыйстудентсограниченнымивозможностями при интеграции в образовательное пространство, в студенческую группу и, одновременно, в социальную систему, сопровождается интенсивной работой как исполнительных, так и регуляторных биологических систем, когда задействованные механизмы защиты и адаптации являются существенным испытанием для его организма. Поэтому образовательный процесс студентов с инвалидностью имеет свои специфиче- ские особенности, когда кроме необходимости приме- нения особых подходов к процессу обучения и его со- провождения требуется особое внимание к решению вопросов их здоровья. С этой целью в университете был создан научно-практический центр реабилитаци- онных и инклюзивных технологий, где предусматри- вается оказание специализированых услуг и квалифи- цированной помощи социального работника, медика, психолога, реабилитолога, которые организуют и осу- ществляют реабилитационную работу, рассчитанную на весь период обучения студентов.

Основу данной работы составляет реализация ИПР, которая выдается медико-социальными экс- пертными комиссиями (МСЭК) [6]. Как указано в 23 статье Закона Украины «Про реабілітацію інвалідів в Україні» – индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения ор- ганами исполнительной власти, органами местного самоуправления, реабилитационным учреждениям, организациями, в которых работает или находится инвалид, ребенок-инвалид, независимо от их ведом- ственной подчиненности, типа и формы собственно- сти [3]. Анализ ИПР абитуриентов с инвалидностью, во время вступительного периода, показал, что в большинстве случаев рекомендованные им индиви- дуальные реабилитационные программы не могут

вполной мере адекватно обеспечить оптимизацию функциональногосостоянияорганизма,какипроцесс социальной адаптации. Часто сведения, приведенные

вданных программах, носят не полный, фрагментар- ный характер. Как правило, основное внимание спе- циалистами МСЭК уделяется лишь проведению ме- дицинской реабилитации и практически отсутствуют рекомендации относительно применения психолого- педагогической, физической, профессиональной, трудовой, физкультурно-спортивной и социально- бытовой реабилитация. Также остаются не понятным механизмы определения реабилитационного потен- циала инвалида, критерии объективной оценки его состояния, а также этапной цели его реабилитации. При этом в многочисленных публикациях отмеча- ется, что для качественного и эффективного прове- дения реабилитационных мероприятий среди лиц с инвалидностью необходимо иметь четкие критерии и механизмы реализации данных ИПР. Специалисты научно-практического центра реабилитационных и

65

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

инклюзивных технологий университета дополняют рекомендованную МСЭК индивидуальную реабили- тационную карту и определяют схему и сроки вы- полнение необходимых реабилитационных меропри- ятий. Данные студентов с инвалидностью заносятся

вуниверситетскую компьютерную базу данных, где фиксируется нозология, диагноз, группа инвалидно- сти, срок действия справки МСЭК. Использование вышеприведенной базы данных студентов с инвалид- ностью позволяет решать многие вопросы, затраги- вающие особенности медико-биологического обеспе- чения данного контингента студентов и определиться с необходимыми путями относительно их социальной адаптации к процессу обучения в ВУЗе и профессио- нальной адаптации к будущей профессии.

Нами был проведен анализ количества студентов с инвалидностью, с определением их первичных но- зологий, за период обучения с 2008 по 2012 год (рис. 1., рис. 2).

Как свидетельствовали показатели, приведённые на рис. 1., за изученный период ежегодно уменьша- ется количество студентов с инвалидностью, которые обучались в университете. Предоставленную ситуа- цию можно объяснить таким общепризнанным фак- том, что в середине 90х годов прошлого века, процесс формирования молодого, независимого украинского государства сопровождался сложной экономической ситуацией, вызвавшей ряд социальных проблемы, и негативно сказавшейся на показателях рождаемости. На фоне существенного уменьшения количества сту- дентов с инвалидностью, практически не наблюда- лось изменения структуры процентного содержания основных нозологий, формирующих инвалидность. Достаточно стабильными, с незначительным сни- жением в 2009-2010 гг. и 2010-2011 гг., оставалось количество студентов с инвалидностью обусловлен- ной заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы и последствий детского церебраль- ного паралича (ДЦП). Данных студентов мы условно объединили в одну группу, учитывая тот факт, что для приведенных заболеваний, патогенетические из- менения формируют нарушения постурального и локомоторного паттернов пациента. Выявленные на- рушения оказывали негативное влияние на эффек- тивность процесса профессиональной подготовки в процессеобучениявВУЗеивызывалиозабоченность, что в дальнейшем может быть затруднено выполне- ние технологических операций их будущей профес- сии. Естественно, что данный факт, диктовал настоя- тельную необходимость разработки и применения коррекционно-восстановительных мероприятий, где наиболее эффективными и действенными являются средства и методы физической реабилитации. Также было установлено, что за последние три года наблю- дался незначительный рост количества студентов с глухотой. Увеличивалось также количество студентов синвалидностью,обусловленойпроблемамисозрени- ем.Такв2008–2009годутакихстудентовбыло 8,9%,

в2009-2010 годах 9,7%, в 2010-2011 году 12,1% и в

2011-2012годах11,2%. Длястудентовснарушениями

сенсорных органов характерны психомоторные рас- стройства, формирующиеся в разных отделах голов- ного мозга. Количество студентов с инвалидностью, обусловленной хроническими соматическими заболе- ваниями, снижалось. При этом, согласно официально обнародованных Госкомстатом Украины и Минздра- ва Украины материалов, за последние 20 лет в общей структуре заболеваемости и болезненности взрослого населения в Украине хроническая соматическая пато- логия занимает одно из ведущих мест как негативный фактор, что вызывает инвалидизацию населения. Для детского населения, при высоком, но относительно стабильном проценте хронической соматической па- тологии среди них, за последние годы более значи- тельный рост наблюдался для такой патологии, как: новообразования; болезни нервной системы; болез- ни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка; а также естественные поро- ки развития, деформации и хромосомные аномалии, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия негативных факторов внешней среды, обусловленные сложной экологической и социально- экономической обстановкой.

Таким образом, было установлено, что среди сту- дентов с инвалидностью довольно часто имеют место моторные(двигательные)расстройства.Данныеизме- нения обусловливают применение физической реаби- литации, в процессе которой использование средств и методов физической культуры, отдельных элементов спорта, преформированных и не преформированных природных факторов, массажа может существенно повысить(восстановить,компенсировать)физические способности и функциональное состояние организма, улучшитьфизическиекачества,психоэмоциональную устойчивость и увеличить адаптационные резервы организма. Однако применение физической реабили- тации в общем комплексе лечебно-оздоровительных и коррекционно-восстановительных программ среди студентов с инвалидностью не всегда является эф- фективным. Это обусловлено межотраслевой несо- гласованностью; значительной зауженностью задач «физической реабилитации»; отсутствием системы объективного диагностирования выраженности и динамики изменений моторного паттерна, методоло- гии формирования и использования коррекционно- восстановительных программ [2]. Повышение эффек- тивности программ социальной адаптации, а также процессов обучения и дальнейшей профессиональ- ной деятельности студентов ВУЗов с инвалидностью за счет научно обоснованного внедрения методоло- гической структуры применения средств и методов физической реабилитации является необходимой и актуальной задачей.

Обязательным условием при назначении в общую схему ИПР студентов с инвалидностью средств и ме- тодов физической реабилитации было изначальное определение:

патологического двигательного стереотипа (двига- тельных ограничений), связанного с видом патоло- гии и установление реабилитационного диагноза;

66

2012

05

Количество студентов

900

800

700

600

500

400

300

200

100

0

1

2

3

4

 

Рис. 1 Количество студентов с инвалидностью, обучающихся в университете «Украина»

(где: 1- 2008-2009 гг.; 2 – 2009-2010 гг.; 3- 2010-2011 гг.; 4 – 2011-2012 гг.)

                                               Количество студентов (%)

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

1 2 3 4 – заболевания ОДА, нервной системы и последствия ДЦП; – хроническая соматическая патология; – проблемы со слухом;

– проблемы со зрением.

Рис. 2 Количество студентов с инвалидностью, обучающихся в университете «Украина»

(где: 1- 2008-2009 гг., 2 – 2009-2010 гг., 3- 2010-2011 гг., 4 – 2011-2012 гг.)

на основе международной классификации функ- циональности (МКФ), степени зависимости студен- та с инвалидностью от последствий заболевания и травм на уровне организма, индивидуума, лич- ности, что позволяло определять индивидуальные особенности нарушения структуры и функции его организма, возможные ограничения жизнедеятель- ности, активности и участия (социальная недоста- точность);

индивидуальных особенностей психосоциальной адаптации студента с инвалидностью в универси- тетскую среду;

необходимости компенсаторного развития опреде- ленных физических качеств и подходов к формиро- ванию двигательных навыков, которые необходимы для жизнедеятельности;

индивидуальных подходов к обучению новым дви- гательным навыкам, которые необходимы для буду- щей профессии.

Программа физической реабилитации была рас-

считана на весь период обучения в ВУЗе и составляла три этапа:

первый этап (адаптационный) – период обучения на 1 курсе;

второй этап (коррекционно-оздоровительный) – пе- риод обучения на 2-3 курсах;

третий этап (профессионально-прикладной) – обу- чение на 4-6 курсах, в зависимости от обучения на уровне бакалавра, специалиста, магистра.

На каждом этапе физической реабилитации реша-

лисьопределенныезадачи.Каждыйэтапподразделял- ся на несколько периодов в соответствии с объемом

67

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

и интенсивностью физической нагрузки и задачами

инвалидностью условиями для самовыражения, са-

двигательной реабилитации (щадящий, щадяще-

мосовершенствования, само созидания, и реализации

тренирующий, тренирующий).

равных прав и возможностей, формирования чувства

Повторные обследования показали, что приме-

личной значимости и полноценности. Образователь-

нение средств и методов физической реабилитации

ный процесс студентов с инвалидностью имеет свои

в ИПР студентов с инвалидностью оказывает суще-

специфические особенности, когда кроме необходи-

ственный позитивный эффект, который проявлялся

мости применения специальных подходов к процессу

улучшением их самочувствия, функционального со-

обучения и его сопровождения требуется особое вни-

стояния биологических систем организма, а также ло-

мание к решению вопросов их здоровья.

комоторного и постурального паттернов.

Среди студентов с инвалидностью довольно ча-

Выводы.

сто выявляются моторные (двигательные) расстрой-

На современном этапе развития человечества ре-

ства, что требует обоснованного применения в их

шение проблем инвалидов является актуальным и

ИПР средств и методов физической реабилитации.

приоритетнымнаправлениемполитикикаждойразви-

Применение данного подхода на практике показало

той страны мира в социальной сфере. Это обусловле-

существенный положительный эффект, который про-

но довольно значительным их количеством в структу-

являлся улучшением самочувствия студентов с инва-

ре населения планеты и современными тенденциями

лидностью, функционального состояния биологиче-

вовлечения всех инвалидов в полноценную жизнь

ских систем их организма, а также локомоторного и

наравне с другими членами общества. Отношение к

постурального паттернов.

человеку с инвалидностью во многом является пока-

Перспективыдальнейшихисследованийзаклю-

зателем уровня цивилизованности демократического

чаются в поиске объективных критериев, которые, с

устройства государства.

одной стороны, позволят в полном объеме определять

Одним из наиболее эффективных механизмов по-

степень нарушения структуры и функций организма

вышения социального статуса и защищенности лиц

и психологический статус студента с инвалидностью,

с инвалидностью является получение ими полноцен-

с другой, составит базу для внесения целенаправлен-

ного профессионального образования, когда интегри-

ных изменений ИПР и соответственно контроля эф-

рованная и инклюзивная образовательная среда явля-

фективности рекомендованных мероприятий.

ется оптимальной формой обеспечения молодежи с

 

Литература:

1.Авраменко М.Л. Становлення і завдання системи професійної реабілітації інвалідів України як складової національної реабілітаційної індустрії. Медицинская реабилитация, курорто- логия, физиотерапия. 2005. №3. С.36-38.

2.Башкін І.М., Макарова Е.В., Кавакзе Різік. Фізична реабілітація у загальній системі заходів щодо оптимізації рівня і якості здоров’я населення. Теорія і методика фізичного виховання і спорту. 2006. №3. С. 40-47.

3.Закон України «Про реабілітацію інвалідів в Україні» від 06 жовтня 2005 року № 2961-IV. Відом. Верховної Ради України. 2006. № 2–3. С. 36.

4.Кольченко К.О., Нікуліна Г.Ф., Козліковська Н.Я. Освіта осіб з інвалідністю: Можливості та особливості навчання лю- дей з інвалідністю у вищих навчальних закладах: методич- ний посібник для абітурієнтів та студентів з інвалідністю. К.: Університет «Україна». 2007. 41 с.

5.Ніколаєва О.О., Глоба О.П. Корекційно-реабілітаційне на- вчання студентів вищих навчальних закладів з обмеженнями психофізичного розвитку засобами адаптивної фізичної культу- ри і спорту. Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка. № 23 (234). 2011. С. 74-81.

6.Сергієні О.В. Організація та управління системою медичної реабілітації інвалідів: Метод. рекомендації. Дніпропетровськ. 1997. 24 с.

7.Таланчук П.М., Кольченко К.О., Нікуліна Г.Ф. Супровід на- вчання студентів з особливими потребами в інтегрованому освітньому середовищі: навчально методичний посібник. К.: Соцінформ. 2004. 128 с.

Информация об авторе: Макарова Элина Владимировна bashkin07@mail.ru Открытый международный университет развития человека «Украина»

ул. Хоривая, 1-г, г. Киев, 04071, Украина

Поступила в редакцию 8.08.2012г.

References:

1.Avramenko M.L. Medicinskaia reabilitaciia, kurortologiia, fizioterapiia [Medical rehabilitation, balneology, physiotherapy], 2005, vol.3, pp. 36-38.

2.Bashkin I.M., Makarova E.V., Kavakze Rizik. Teoriia i metodika fizichnogo vikhovannia i sportu [Theory and methods of physical education and sport], 2006, vol.3, pp. 40-47.

3. Pro reabilitaciiu invalidiv v Ukrayini [About the rehabilitation of invalids in Ukraine]. Vidomosti Verkhovnoyi Radi Ukrayini

[Information of Supreme Rada of Ukraine], 2006, vol.2–3 p. 36.

4.Kol’chenko K.O., Nikulina G.F., Kozlikovs’ka N.IA. Osvita osib z invalidnistiu [Education of persons is with disability], Kiev, University Ukraine, 2007, 41 p.

5.Nikolaieva O.O., Globa O.P. Visnik L’vis’kogo nacional’nogo universitetu [Announcer Lviv National University], 2011, vol.23 (234), pp. 74-81.

6.Sergiieni O.V. Organizaciia ta upravlinnia sistemoiu medichnoyi reabilitaciyi invalidiv [Organization and management of medical rehabilitation of invalids the system], Dnipropetrovsk, 1997, 24 p.

7.Talanchuk P.M., Kol’chenko K.O., Nikulina G.F. Suprovid navchannia studentiv z osoblivimi potrebami v integrovanomu osvitn’omu seredovishchi [Accompaniment of studies of students is with the special requirements in the integrated educational environment], Kiev, Sotsinform, 2004, 128 p.

Information about the author: Makarova E.V. bashkin07@mail.ru

Open International University of Human Development «Ukraine» Hоrivаy str., 1-g, Kyiv, 04071, Ukraine Came to edition 8.08.2012

68

автор: Макарова Е.В.

видання: Физическое воспитание студентов, час видання: 2012


21/05/2012