Анализ выбора арт-материалов гандикапными клиентами в процессе психокоррекции на начальном этапе психологической помощи
Виктория Назаревич,
кандидат психологических наук, профессор
Ровенского института Университета «Украина»
УДК: 159.96.7.021.37.048.4
В статье автор раскрывает особенности работы с гандикапными клиентами в рамках арт-терапевтического процесса. Автор проводит экспериментальный анализ выбора арт-материалов, которым дает предпочтения клиент в рамках психокоррекционной работы.
Ключевые слова: арт-материалы, гандикапность, психокоррекция, арт-терапия.
У статті автор розкриває особливості роботи з гандикапними клієнтами в рамках арт-терапевтичного процесу. Автор проводить експериментальний аналіз вибору арт-матеріалів, яким дає перевагу клієнт у рамках психокорекційної роботи.
Ключові слова: арт-матеріали, гандікапність, психокорекція, арт-терапія.
In this article, the author reveals the peculiarities of therapy handicap clients with in the art therapy process. It is presented experimental analysis of choosing art materials. This gives preference to the client with in psychological correction work.
Tags: Art Materials, handicap, psychological correction, art therapy.
Использование разных материалов для изобразительного творчества – важный аспект первичной диагностики клиента арт-терапевта. Учитывая личную историю клиента, можно предположить, что выбор инструмента обеспечивает для клиента высокий уровень комфортности в арт-терапевтическом процессе.
Использование конкретного материала для самовыражения и преодоления проблемы гандикапности обеспечивает фактор экологичности и персонализации арт-терапевтической помощи. Данная статья базируется на изучении выбора клиентом изобразительных инструментов на начальном этапе психокоррекции. Экспериментальный анализ, полученный при изучении более 120 выборов материалов для изобразительной деятельности у гандикапних клиентов, дает четкое представление о характеристики данного выбора. Полученная информация является важной основой эффективного арт-терапевтического процесса помощи людям с проявлениями гандикапности.
Актуальность и практическая востребованность помощи людям с проявления гандикапности, возможность обеспечить теоретические представления и практическую ценность оказания помощи людям с психофизиологическими особенностями являются основными векторами анализа данного явления. Постановка проблемы и изучение методической системы использования арт-терапии при работе с людьми с психофизиологическими особенностями дает возможность выделить такие задачи:
- Определение психологического портрета гандикапного клиента.
- Методологическое описание видов арт-материалов в арт-терапевтической роботе.
- Определение тенденций и характеристик клиента в соответствии с выбором арт-материалов в психокорекционом процессе.
Значение арт-терапии и изобразительных техник, в частности описано в работах таких ученых, как М. Бурно, А. Будза, А. Копытина, Т. Яценко, А. Осипова, Л. Лебедева, Ю. Никонорова, Н. Тараканова С. Кузикова, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Г. Бреслав, З. Королева, Э. Вачнадзе, Н. Рыбников, Х. Уильямс. Н. Пурнис, И. Сусанина, М. Киселева, В. Яковлев, А. Гройсман, Ю. Орлов, Р. Хайкин, К. Малкиоди, Дж. Остер, П. Гоулд, С. Дженингс, А. Минде, Дж. Келлог, К. Хорни, Р. Мэй, Г. Барбара, Л. Мардер.
Так, Т. Яценко указывает на значимость процесса интерпретации рисунка в условии спонтанного рисования, дает возможность отобразить как сознательное, так и несознательное клиента [3]. Арт-терапия – метод психодинамической психотерапии, использующий искусство и самовыражение через искусство как терапевтический фактор для передачи чувств и эмоций, ощущений, проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. Термин «арт-терапия» был введен А. Хиллом в 1938 г. при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях, что и послужило основой методологического описания воздействия арт-терапии на психофизиологические состояния человека. Современный этап реализации данного метода относит к арт-терапии такие средства и формы, как музыка, живопись, литературные произведения, театр, танец и другие методы творческого самовыражения.
В основе механизма арт-терапии лежат понятия спонтанной экспрессии, неосознанной коммуникации с сознательным и неосознанным «Я» через символизацию, образность, перенос и рефлексирование. Психодинамичность воздействия арт-терапии рассматривалась в контексте психоаналитических идей З. Фрейда и К. Юнга.
На современном этапе развития практической психологии и арт-терапии характерным выступает многообразие форм и приемов отражения в различных моделях аспектов личности. Метод основан на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда спонтанно, то есть не задумываясь о том, что именно и каким образом должно быть создано через рисунок, скульптуру, коллаж, моделирование.
Арт-терапия может использоваться как основной метод терапии, так и как вспомогательный. Основное преимущество арт-терапевтических методик в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом [1].
Определение и значимость арт-терапии клиентов с проявлениями гандикапности выступает важным транспонирующим экспериментом в преодолении социально актуализированных проблем. Гандикапность как психологическая характеристика представлена у людей с деструктивными и деформированными представления о себе. Так, О. Ставицкий рассматривает гандикап как психологический комплекс индивидуального, внутреннего принятия себя под воздействием функциональных особенностей. Л. Выготский называл данный феномен социальной инвалидностью [2].
Интересным выступает тот факт, что гандикапными чувствуют себя люди и без психофизиологических особенностей, что наводит нас на мысль о психологической категории данного явления. Гандикапный клиент – это человек как с определенными физическими и функциональными нарушениями, так и с деформированными представлениями о составляющих своего «Я» без официального диагноза, как личностная характеристика. Доказательство этому было найдено при первичном интервьюировании клиентов и определении их состоянии. Так, предлагалось найти свою характеристику из вышеперечисленных фраз:
- Я чувствую себя не таким, как все вокруг.
- Мне кажется, что я хуже всех и не могу многого.
- Во мне много ограничений.
- Все, что я делаю, у меня не выходит так, как у других.
- У меня нет сил на достижения.
- Часто я чувствую себя зажатым и больным.
- Меня часто раздражают сильные люди.
- Мне намного легче сдаться, а потом на себя злиться.
- Когда мне комфортно, я стараюсь не показать это другим.
- Я никогда не испытываю гордости за себя.
- Мои состояния разочаровывают близких мне людей.
- Иногда мне кажется, что я создан для страданий.
- Мне часто хочется, чтобы все были одинаковыми.
- Если бы я мог, я бы не общался с самим собой.
- Я чувствую себя неполноценным.
- Если бы я был инвалидом, мне было бы намного легче.
- Для меня важно дать понять людям, что мне плохо.
- Лучше бы я заболел или даже умер.
- Хотелось бы передать свои страдания другим.
- Часто я чувствую усталость от жизни.
Так, при выборе более 16 фраз можно предположить, что человек воспринимает себя неполноценным, подтверждая гандикапные характеристики личности. Такой своеобразный комплекс неполноценности при наличии и совокупности психологических, эмоциональных ощущений человека, часто выражающихся в чувстве собственной ущербности, иррациональной вере в превосходство окружающих над собой, и подкрепляются проявлениями психофункциональной и физической слабости. Выше описанный симптомокомплекс можно расценивать как гандикапность по отношению к самому себе. В нашем исследовании такого клиента называем гандикапным. При анализе интервью с клиентами были определены категории клиентов, которые указывают на свои качества гандикапности и чувствуют себя «психологическими инвалидами», Определилось три категории клиентов, у которых проявлялась гандикапность. Первая группа – люди в затяжных кризисных ситуациях (86%), вторая категория клиентов – родители детей с психофизиологическими нарушениями в развитии (72%), третья категория клиентов – люди, пребывающие в хронических стрессовых условиях жизни (67%). Результаты представлены на рисунке 1.
Рис 1. Категории гандикапных клиентов
Следующей задачей исследования было изучение выбора арт-материалов для изобразительной деятельности в процессе психологической коррекции. Процесс рисования начинается с подбора изобразительных материалов, и этим фактом нельзя пренебрегать в организации работы клиента в арт-терапии. Четкое представление о том, что рисование и любая другая творческая деятельность – важный механизм взаимодействия со своим «Я», дает психологу индикатор для понимания основы деструкций. Творчество выступает средством общения с самим собой и формой организации понятия и определения характера чувств, гармонизации психического состояния. Эмоционально-чувственные и когнитивные процессы стабилизируются, происходит внутреннее упорядочивание сознания человека, уравновешиваются внутриличностные конфликты. Установленная связь между умом, телом, душой и визуальным образом, созданным человеком в изобразительном продукте, выступает производной для психологической интервенции. Управление и понимание движения руки на чистом листе и проявляющееся изображение возвращают клиента в реальность самопознания.
Выражение накопленных эмоций, болей, переживаний, стрессов на бумаге и их вербализация при анализе выступает уже осознанным и принятым результатом терапии. Средства творческого самовыражения, помогающие излить эти актуальные для человека переживания, выступают целебной «психологической таблеткой», которую может предложить арт-терапевт.
Анализ закономерностей, которые важно проследить при подборе изобразительных материалов в работе с гандикапными клиентами. Выбор инструмента для творчества выступает основой для арт-терапевтической интервенции с клиентом.
Начнем с анализа выбора бумаги, с которой взаимодействует клиент в консультативном процессе. Выбору бумаги мало кто уделяет большое значение, хотя это выступает сильным диагностическим элементом арт-терапевтической сессии. Рекомендовано для изобразительной деятельности иметь разные виды бумаги. Вот приблизительный необходимый список бумаги, которая должна быть на виду и доступна клиенту на рабочем месте арт-терапевта.
Необходимые материалы, обеспечивающие эффективный консультативный процесс (бумага):
- Белая бумага формата А3 для создания психологических рисунков.
- Белая бумага формата А4, которая часто используется для диагностики и промежуточного рисования или зарисовок состояний.
- Рулоны бумаги для сознания коллажей или объемных инсталляций.
- Картон разного цвета и разного формата для работы над ассамбляжами и аппликациями.
- Фактурная бумага разной плотности, мармурированная бумага для декорирования или украшения деталей в работах клиента, акцентирования, декорирования.
- Фольга или блестящая, перламутровая бумага – часто используется для того, чтобы придать работе дороговизну, значимость, шик.
- Наборы цветной бумаги для детализации пространства в арт-работах.
- Мягкая бумага – часто могут быть салфетки с разными изображениями, бумажные полотенца.
- Старые газеты и журналы, открытки, календари.
- Куски гофрированного картона – часто используются как основа для арт-работ или подложка для удобства выполнения изобразительного продукта.
Арт-терапевт, наблюдая за процессом выбора, может провести анализ манипуляций клиента с бумагой. Если клиент начинает создавать рисунок или другой продукт и перекладывает лист бумаги по горизонтали, то это может указывать на использование всего психологического пространства и определенную свободу в творческом процессе. Лист бумаги клиент использует вертикально – это, скорее всего, может указывать на определенную суженность психологического понимания себя или ситуации, рассматриваемой в консультативном процессе. Бывает, что лист бумаги, который предлагает психолог, клиент берет и сворачивает либо вдвое, либо вчетверо, оставляя для работы маленькое пространство. Такой факт может свидетельствовать о самоограничениях, в сознательном сужении и притеснении себя в творческой деятельности. Лимитирование, притеснение, самодепривация в самопроявлениях манипуляций с листом бумаги может в дальнейшем быть темой психологической роботы и самоанализа клиента.
Процесс диагностики дает возможность детализировать и кристаллизировать психологические проявления актуальных состояний, что дает возможность психологу все выборы клиента в арт-материалах рассматривать неоднозначно и приводить вариативную интерпретацию, условно определяя тенденции гандикапных клиентов. Важно учитывать и независимые факторы, влияющие на выбор клиента: его личная история взаимодействия с изобразительным искусством, опыт, привычки и даже желания.
Причинная обусловленность может быть кардинально разной и зависеть от множества фактов жизненного опыта человека, его установок и привычек, культурных и ментальных предпочтений, социального уровня, вероисповедания и понимания искусства в целом.
При первичных консультациях гандикапных клиентов часто можно столкнуться с отказом от создания арт-продукта. Клиент мотивирует это тем, что не умеет рисовать и не хочет этого делать. Это вполне закономерное явление в арт-терапевтическом процессе на современном этапе развития метода, поскольку популяризация форм и средств арт-терапии находится в становлении, и социальные границы ее использования еще достаточно узкие. Основой успешного взаимодействия выступает уважение и безусловное принятие выбора клиента. Хотя это можно расценивать как сигнал страха относительно того, как воспримут и оценят роботу. Отказ клиента от работы – это временное явление, связанное с базовым доверием к миру. И тут необходимо дать понять клиенту, что арт-терапия – это не рисование, а форма самовыражения через цвет, линии, пятна на бумаге, метод передачи чувства и средство понимания и принятия «Я». Анализ психологической роботы с гандикапными клиентами в рамках арт-терапевтического процесса создает возможность систематизировать наблюдения за клиентами при выборе материалов для изобразительного творчества и проекции сознательных и несознательных проявлений личности.
В табл. 1 представлены тенденции и характеристики клиента в соответствии с выбором материалов для изобразительной деятельности в психокоррекционном процессе.
Таблица 1.
*Тенденции и характеристики клиента в соответствии с выбором материалов для изобразительной деятельности
№ |
Выбор клиентом материала |
Описание причинной обусловленности выбора такого материала |
Основные характеристики и психологические интерпретации выбора материала |
Рекомендации для расширения творческого пространства изобразительной деятельности |
1 |
Клиент, выбор которого останавливается на простом карандаше или черной ручке |
Когда клиент для рисования выбирает из множества материалов для изобразительной деятельности только простой карандаш, это указывает на стериотипизацию в восприятии творчества. Выбор простого карандаша – это всегда возможность стереть или исправить, чтобы кто-то не увидел, как получилось. Простой карандаш дает шанс все исправить или сделать все по-новому |
Психологически это часто символизирует про творческую ограниченность, неуверенность в своих силах. Такая психоэмоциональная чувствительность иногда может свидетельствовать о депрессивном состоянии. Возможен недостаточный интерес к творчеству и жизни. Часто простой карандаш – это удобное средство для привыкания к процессу творчества и выступает важный оружием для адаптации к процессу арт-терапии |
Продолжая роботу с таким клиентом, важно помнить, что для него такой выбор инструмента сейчас самый комфортный и удобный. Постепенно можно предложить поработать углем, цветными карандашами или, еще лучше, восковыми мелками, которые не требуют от клиента «правильного» использования |
2 |
Клиент, который выбирает фломастеры |
Клиент часто для работы выбирает фломастеры, мотивируя это тем, что только фломастерами у него получается рисовать. Это определенная форма самоконтроля и самозащиты |
Облегченная форма контроля, отсутствие усилия и давления. Легкость в восприятии реальности. Потребность в психоэмоциональной свободе |
Рекомендовано постепенно предлагать клиенту восковые мелки или масленую пастель с целью расширения психоэмоционального восприятия художественного материала |
3 |
Клиент выбирает парафиновые или восковые мелки |
Мотивирует выбор интересом и тем, что хочет попробовать. Часто выбор мелков выступает формой регресса на ранние стадии онтогенеза развития личности |
Готовность к экспериментам, принятие нового опыта. Регрессивная потребность в творческом самовыражении переживаний |
Прямое взаимодействие с материалом дает возможность качественно использовать арт- материал |
4 |
Клиент выбирает краску |
Часто выбор краски возможен у клиентов зрелых, имеющих опыт работы с данным материалом за пределами кабинета психолога. Проявляет желание поэкспериментировать и готовнось принятия нового |
Творческая свобода, способность к самовыражению, открытость, творческая активность |
Предложить поработать с пластилином, создать арт-работы из ниток или разноцветных кусочков ткани или бумаги. Использование таких техник стимулирует креативность, дает возможность клиенту разнообразить способы самовыражения внутренних структур «Я» |
Полученная информация дает возможность понять и систематизировать психоэмоциональные характеристики гандикапного клиента в процессе психокоррекционной работы, сформировать и усовершенствовать использование арт-материалов в процессе психологической помощи.
Материал выступает для клиента объектом переноса, и через возможность принять новые ощущения происходит принятие самого процесса терапевтической помощи. Впоследствии, когда процесс психологической помощи прогрессирует и развивается, выбор изобразительных материалов теряет свою актуальность и значимость. Итак, проследим закономерности, связанные с этапами психокоррекционой работы. На первом этапе клиент часто ограничивает себя в материалах, стараясь отдать приоритет уже знакомым или удобным для использования материалам. Можно заметить, что второй этап коррекции характеризуется изменениями в поведении клиента и желанием познавать новое; использовать экспериментальные материалы, такие как глина, уголь, разноцветная пыль, краски; упрощать работы, делать их более символичными. На заключительном этапе психокоррекции выбор материала часто проходит спонтанно и ориентирован на результат и творческое самовыражение.
Выводы. Полученные данные не исчерпывают анализ данной темы, а выступают начальной точкой для понимания системы взаимодействия клиента и материалов для самовыражения.
Подводя итоги проведенной работы, необходимо отметить, что условия организации и предварительный анализ выборов гандикапных клиентов и создание психотерапевтических условий в преодолении «социальной инвалидности» обеспечивают психолога первичной диагностичной информацией для оптимального ритма интервенции.
Литература
1. Моргунова Т. Что такое арт-терапия [Электронный ресурс] / Т. Моргунова. – Режим доступа : http://www.nvppl.ru/show_articles_191.htm.
2. Ставицький О.О. Психологія гандикапізму / О. О. Ставицький. – Рівне : Принт Хаус, 2011. – 356 с.
3. Яценко Т.С. Теорія і практика групової психокорекції: Активне соціально-психологічне навчання : навчальний посібник / Т. С. Яценко. – К. : Вища школа, 2004. – 679 с.
автор: Виктория Назаревич, кандидат психологических наук, профессор Ровенского института Университета «Украина»
час видання: 2014
27/01/2014
- Рубрики
- Усі
- Дистанційне навчання
- Духовність
- Культура
- Наука
- Постаті
- Про президента
- Про Університет
- Проблеми освіти
- Проблеми студентів з інвалідністю
- Рідна мова
- Розвиток особистості
- Статті Президента
- Цінуймо, знаймо і любімо українське